НАМ НЕ ЖИТЬ ДРУГ БЕЗ ДРУГА.
CТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС РОССИИ И УКРАИНЫ – ЭТО КАТЕГОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА
Слава богу, что в свое время российская сторона и
здравомыслящие политики на Украине проявили выдержку и не пошли по пути
каких-либо изменений стратегического вектора развития двусторонних отношений в
угоду сиюминутным потребностям политики Ющенко. Мы не хлопнули дверью, не
отвернулись от наших соседей. В России правомерно критиковали политику
«оранжевых» лидеров, ее антироссийскую направленность. Однако в Москве
терпеливо продолжали содействовать тому позитивному в отношениях, что еще
оставалось.
Российско-украинские отношения выстраивались при режиме
Ющенко очень не просто, но Россия искренне стремилась к наращиванию
двусторонних отношений с Украиной, готова была находить прагматичные решения в
интересах наших народов, которых объединяют общие история и культура.
Приведу в связи с этим такой пример. Когда пришло время
продлевать Большой договор с Украиной, действие которого истекало в апреле 2009
года, у нас в стране нашлось немало горячих голов и ура-патриотов, которые
выступали против продления Договора в существующем виде. Они заявляли, что
«Киев нас в очередной раз обманет», что «Россия постоянно сдает позиции,
отступает». И тогда в Государственной думе шла достаточно интенсивная борьба
мнений, в результате которой удалось ратифицировать продление действия Договора
на последующий десятилетний период. И это несмотря на то, что у власти тогда
находился Ющенко, стараниями которого двусторонние отношения были загнаны в
тупик.
В частности, сторонники продления Договора аргументировали
свое решение тем, что на его основе было заключено 58 межгосударственных и
межправительственных актов. В их числе соглашения о сотрудничестве в области
информации, о взаимной защите инвестиций, о кооперации. Россия и Украина сумели
найти взаимоприемлемый подход к решению вопроса о судьбе ядерного оружия,
Черноморского флотаи др.
Жизнь подтвердила правильность этого шага. В России знали,
что на Украине есть сильные личности, не утерявшие исторической памяти,
стремящиеся к восстановлению всего комплекса российско-украинских отношений и
их развитию. Было понятно, что националистическому «оранжевому» меньшинству не
по силам долго удерживать власть вопреки большинству населения страны.
Еще раз подчеркну, что активное возрождение утраченных при
Ющенко позиций в двусторонних отношениях, участившиеся визиты и встречи лидеров
двух стран – результат политики выдержки и державной мудрости, позволившей
сохранить основы стратегического вектора развития.
Одним из показателей состояния нынешних отношений Россия –
Украина является эффективность визитов руководителей наших стран. Решения по
ним порой готовятся с рекордной скоростью. Раньше на их проработку требовались
годы. Сейчас – месяцы или даже дни.
Конечно, мы начинаем не на голом месте. И хотя многое было
утрачено в плане интеграционных связей в экономике, промышленности, ряде
культурных сфер, база, основанная на общей истории, этнической близости
позволяет проводить процесс восстановления отношений быстрыми темпами.
Нужно при этом понимать, что наследие «пятилетки» Ющенко
остается, оно не исчезло с приходом к власти на Украине В. Януковича и его
команды. И революционным путем от него не избавиться. Поэтому очевидно, что
приоритет развития сейчас должен быть отдан экономическим отношениям. К этому
нас подталкивает и мировой кризис.
Фактором, содействующим быстрому восстановлению этого
вектора отношений, является то, что многие проекты были намечены еще во времена
Л. Кучмы, и сейчас их можно быстро реализовать. Например, в ядерной энергетике.
При взаимном дополнении возможностей Россия и Украина могут конкурировать на
международном рынке с любой страной. А по ряду позиций стать вне конкуренции.
В ракетно-космической сфере. Особо отмечу проект «Морской
старт». Если с умом снимать с боевого дежурства наши баллистические ракеты и
использовать украинские наработки, то в области коммерческих запусков спутников
нам равных не будет в мире.
Конечно, нужно упомянуть взаимодействие ВПК наших стран.
Совместные разработки в танкостроении, авиации, создании средств связи позволят
возвратить утраченные из-за конкуренции или завоевать новые рынки сбыта этой
специфической продукции. При равноправной кооперации партнерам совершенно
безразлично под чьим флагом выступать. Прибыль будет получена. А ведь были
случаи конкуренции, взаимного вытеснения. Это приводило либо к снижению
реальной прибыли из-за вынужденного снижения цен, либо к утрате рынка.
В авиастроении и российские производители, и чины в
Минобороны РФ весьма холодно относились к проектам Ан-70 и Ан-148. Однако
реалии таковы, что в одиночку на мировой рынок пробиться очень сложно. И хотя
его потребности на ближайшие годы составляют более 5 тысяч среднемагистральных
самолетов и транспортников, сертификация, доводка, продвижение контрактов –
дело затратное и в одиночку неподъемное. Аэробус – это плод кооперации ряда
европейских стран, которые не слабее России в авиастроении. Поэтому в
российском авиапроме начинают понимать, что взаимодействие Москвы и Киева в
этом вопросе позволит успешно конкурировать с западными компаниями и в Азии, и
в Африке, и в Латинской Америке.
В свое время российский ТЭК был ориентирован на
приобретение магистральных труб для газо- и нефтепроводов в Германии.
Большинство из них подошло к критической точке сроков эксплуатации. В ближайшие
годы потребуется замена сотен километров. Опять кормить немецкую
металлургическую промышленность? Существует более разумная альтернатива -
производство труб в кооперации с Украиной. Они будут значительно дешевле, не
уступят по качеству зарубежным аналогам. Излишне говорить о пользе этого шага
для развития российско-украинских отношений.
Нельзя обойти стороной такое направление сотрудничества,
как создание единого экономического пространства. К сожалению, статью 13
Договора, которая закрепила необходимость его формирования путем создания
условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,
реализовать не удалось в силу смены конъюнктуры при режиме Ющенко, хотя при Л.
Кучме, когда он возглавлял Совет Глав Государств СНГ, этот проект активно
обсуждался. В первую очередь с подачи украинской стороны.
Сейчас украинские политики начинают осознавать, что
кооперация с Западом далеко не простое дело. Там ищут только собственную
выгоду. А нам нельзя исключать из процесса, забывать те совместные наработки в
экономике, которые десятилетиями создавались в российско-украинском взаимодействии.
Поэтому Россия сейчас предлагает Украине возобновить переговорный процесс о
создании ЕЭП.
Проявление местечкового патриотизма при игнорировании
стратегического видения на поколения вперед ведет в тупик. Нужно учиться
договариваться. При этом иметь в виду, что партнеры – не банановые республики.
Там, где у нас есть элементы конкуренции, – необходимо
создавать альянсы. Там, где присутствует однобокость, незавершенность, – смело
идти на совместное производство. Это магистральное направление сотрудничества
России с Украиной.
Все упомянутое мною в силу ряда причин является
долгосрочной политикой. Успешно начатое сейчас трудно будет развернуть вспять.
Более того, стратегический альянс Украины и России – это категория
международного масштаба. Без Украины России не быть великой державой. Без
России Украина не сможет стать самостоятельным, уважаемым политическим игроком
и в Европе, и в мире.
_________________
Анатолий КОРЕНДЯСЕВ - заместитель председателя
Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы России. |