Ультраправые становятся значимым фактором "уличной" политики в Большой Европе. Эксперты почти не сомневаются в том, что кризис морали, переживаемый Старым Светом, рано или поздно перейдёт в социальную стадию Для пессимизма есть множество оснований. На днях полиция провела обыски в квартирах, офисах и тюремных камерах на севере Германии, в Нидерландах и Швейцарии по делу об организации международной неонацистской террористической группировки "Вервольф" (оборотень). К настоящему моменту известно только то, что члены группировки хотели изменить систему правления в ФРГ. Обыски у предполагаемых неофашистов-вервольфовцев были проведены на следующий день после ареста во Франции музыканта норвежской рок-группы Кристиана Викернеса, взявшего себе творческий псевдоним Варг (что в переводе значит "волк"). Французские правоохранительные органы заподозрили этого идеолога неоязычества в подготовке к совершению теракта на почве национальной ненависти. Правда, на следующий день музыканта отпустили. В целом, полиция признает, что у нее нет конкретных данных о террористических планах Викернеса. Министр внутренних дел Франции Мануэль Вальс подтвердил, что это было превентивное задержание. Но Викернес значился в списке получателей манифеста Андерса Брейвика, и это подозрительно. Впрочем, о террористе Варг отзывался с явным презрением и осуждением. Обращаясь к тому через прессу, музыкант говорил: "Ты убил больше норвежцев, чем это сделало все мусульманское население Норвегии за последние 40 лет". Но скептицизм европейских правоохранительных органов в отношении Варга не беспочвенен. Он отсидел срок за убийство своего товарища по музыкальной среде Эйстейна Ошета по прозвищу Евронимус. Якобы музыканты разошлись идеологически (Викернес был нацистом-одинистом, а Евронимус сатанистом-коммунистом). Прочитав эти строки, обыватель представит себе в красках битву нациста и сатаниста, а потом наверняка усмехнётся. Но всё это выглядит немного комичным только на первый взгляд. На самом деле в этом сюжете выпукло проявляются тот разброд и шатания, которые царят в европейских мозгах. Вернемся к Брейвику и Викернесу. Их идейная разница сводится к тому, что первый считает главным врагом Европы мусульман, а второй - евреев. Музыкант убежден, что европейцам нужно возвращаться к своим языческим истокам, а не спасать христианскую Европу от исламизации. Викернес тоже не рад мусульманским иммигрантам, но считает, что их заслали в Европу иудеи. Сходятся оба норвежских неонациста в методах борьбы: по их мнению, только радикальный национализм и гражданская война избавят Европу от нашествия азиатов и африканцев. Этот тезис и определяет всю остроту проблемы. Радикальные настроения охватывают континент. При этом они могут быть разными, но всё так или иначе сводится к необходимости хвататься за вилы. В общем, налицо почти революционная ситуация, когда "верхи не могут, а низы не хотят". Вопрос только в том, когда количество европейцев, исповедующих ультраправые взгляды, качественно возрастёт, чтобы они решились на свой "крестовый поход". Эксперт по кризисным ситуациям, ветеран Службы внешней разведки Лев Корольков рассказал: "Вызван рост ультраправых организаций (прежде всего, в Германии, и в меньшей степени – в странах Северной Европы) нарушением этнического баланса из-за постоянного роста числа мигрантов. Они отбирают рабочие места (особенно в строительстве, в коммунальном хозяйстве) у коренного населения. Как следствие, возникает социальная база для ультраправых. Кроме того, этому процессу способствует экономический кризис. Самый лучший пример – Германия. Там есть определённый баланс между ультраправыми и ультралевыми, но в последние годы с определённым перевесом в сторону ультраправых. Поскольку их объектом являются меньшинства, это представляет серьёзную проблему для правительства ФРГ и вообще для любой европейской страны. Во Франции ультраправых не меньше. Число их сторонников постоянно растёт". К сожалению, европейские власти предпочитают зарывать головы в песок. Мечтатели из Брюсселя упорно не замечают очевидного: нынешняя модель европейского общественного устройства очень далека до придуманного ими идеала. Она терпит крах. Но вряд ли проблемы вызваны только экономическими неурядицами (как надеются европейские власти) и, следовательно, носят временный характер. Понятно, что Брюссель уделяет недостаточное внимание решению проблемы роста в обществе националистических и экстремистских настроений, что обусловлено не только финансово-экономическим кризисом, заявил специалист по вопросам социальной радикализации Мэтью Гудвил: "Сторонников крайне правых в основном беспокоят мигранты и ширящееся этническое разнообразие. В этом они видят угрозу своей национальной идентичности, своим ценностям и культуре. Иными словами, причина не только в кризисе и связанными с ним лишениями". По данным европейского полицейского агентства Европол, число террористических атак и лиц, арестованных по подозрению в террористической деятельности, существенно возросло в 2012 году в странах Евросоюза по сравнению с предыдущими годами. Особенно это заметно в Германии. Тамошние власти стали особенно внимательны к неонацистким движениям после того, как в 2011 году была раскрыта группировка NSU ("Национал-социалистическое подполье"). Ее участники обвиняются в причастности к убийствам девяти иммигрантов из Турции и Греции, а также местной женщины-полицейского. Кроме того, им вменяют два взрыва и многочисленные ограбления банков. Процесс по делу NSU начался в мае этого года. Показательно, что практический интерес полиции касается совсем уж радикальных "правых". Но ведь в Европе (в том числе и в Германии) есть менее радикальные, но тем не менее вполне себе нацистские организации, живущие в лакунах местного законодательства. На борьбу с ними у властей просто не хватает времени, да и, судя по всему, особого желания. Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов отметил: "Есть достаточно радикальные правые силы, которые всё-таки выбирают цивилизованные способы продвижения на политической арене. В той же Германии есть, по сути своей, неонацистские мелкие партии. Но они пытаются на муниципальном или земельном уровне вести легальную политическую борьбу. Они маскируются под правых популистов. Их тяжело запретить. А у германского радикализма есть два аспекта. Во-первых, в ФРГ к нему больше внимания. Все прекрасно понимают опасность рецидива фашизма. А с другой стороны, в последнее время из-за обострения проблем с мигрантами вся эта сфера радикализировалась. Правые радикалы пытаются устраивать акции насильственного характера против мигрантов из исламского мира. Но иногда это мигранты, прожившие несколько десятков лет в стране. И, естественно, в их среде тоже происходит радикализация, причём во втором или третьем поколении. Дети и внуки приехавших в Европу на заработки мусульман, с одной стороны, себя считают местными жителями. А с другой стороны, они не имеют гражданства, не хотят учить местный язык и т. п. Перспективы пока не ясны. Сейчас одно европейское государство за другим принимает, по сути, идиотские законы об однополых браках. При этом мусульманские, не самые радикальные силы утверждают, что это идёт вразрез отнюдь не с их религиозными ценностями, а с европейскими ценностями, о которых привыкли говорить в Европе. И эта тема может стать спусковым крючком. Может стать спусковым крючком проблема с безработицей. Часть мигрантов работает на непривлекательных работах для местного населения. С другой стороны, в Европе очень быстро растёт молодёжная безработица. Где-то она уже зашкаливает за 50%. Но где рванёт, никто толком не понимает. В принципе, формальным поводом может быть что угодно". В принципе, нынешний исторический этап, на котором находится Европа, многими экспертами оценивается как постхристианский. Действительно, христианство как система ценностей выдавливается из европейского менталитета. Однако планомерная секуляризация Европы не дала результатов, на которые надеялись мыслители Просвещения, полагавшие, что на смену христианству должны прийти разум и его дочери – наука и технология. Вопреки их мнению, вместо нейтрализованного христианства в коллективном сознании Европы появилась гигантская экзистенциальная "черная дыра", пишет аналитик Бен Бекнер. Как отметил ещё в начале 90-х годов сэр Фредрик Катервуд, бывший вице-президент Европарламента, "мы вымели из Европы фашизм и коммунизм. Свобода слова распространилась от Атлантического побережья до Уральских гор. Но нынешняя Европа оказалась пустой в сравнении с той, где христианство пронизывало всю жизнь общества. Используя аналогию из притчи Иисуса, Европу можно сравнить с домом, который выметен, убран и ожидает прихода семи бесов – хуже первого". И всё же некоторые эксперты полагают, что грядущий конфликт в Европе будет межконфессиональным. Профессор Ламин Самех, преподающий историю в Йельском университете, считает, что доминирование ислама в Европе вполне реально, однако появление так называемого нового христианства – проблеск надежды на фоне довольно суровой религиозной ситуации. Так или иначе независимо от того, каких взглядов придерживаются европейцы, мало кто станет отрицать, что европейская цивилизация находится на духовном распутье. Последние события в Европе свидетельствуют о том, что вектор дальнейшего развития уже выбран. К сожалению, Европа движется не туда, где её ожидает возрождение и процветание. Поэтому не имеет резона становится её попутчиком. Сергей Дузь Источник: http://rus.ruvr.ru/2013_07_19/Ultrapravie-kak-novij-faktor-politiki-v-Evrope-6603/ |