ПАРТИЯ "КИЕВСКАЯ РУСЬ"
Пятница, 26.04.2024, 07:23
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
НАШИ АКЦИИ [198]
Акции проведенные Партией "Киевская Русь"
СЛОВО ВОЖДЯ [108]
Обращения и выступления Председателя Партии "Киевская Русь" Павла Борисовича Баулина
ПРАВОСЛАВНО-СЛАВЯНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ [101]
Материалы о православно-славянской цивилизации
Заметки [964]
Заметки иных авторов
Статистика
Главная » 2013 » Июнь » 27 » Статус "буферного государства" как следствие геополитического выбора Киева (послесловие к Меморандуму между Украиной и ТС)
02:32
Статус "буферного государства" как следствие геополитического выбора Киева (послесловие к Меморандуму между Украиной и ТС)

После внешнеполитического провала на западном направлении, обусловленного отсутствием в парафированном (предварительно согласованном) между Киевом и Брюсселем Соглашении об ассоциации перспектив членства Украины в Евросоюзе, правящая власть решила разыграть "интеграционную карту" на восточном направлении.

29 мая 2013 г. в ходе визита в Астану для участия в заседании Высшего Евразийского экономического совета (высшего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана) глава государства Виктор Янукович анонсировал подписание премьером Николаем Азаровым Меморандума о формате участия Украины в Таможенном союзе.

"Меморандум об участии Украины в работе Таможенного союза будет подписан в ближайшие дни на саммите СНГ в Минске премьер-министром Украины", - сказал он.

По его словам, такое решение принято советом глав государств Таможенного союза во время встречи в столице Казахстана.

Президент сообщил, что в Меморандуме будет определен статус Украины, а также возможность делегировать представителя украинского правительства для работы в комиссии Таможенного союза.

Тогда же президенты России Владимир Путин, Беларуси Александр Лукашенко, Казахстана Нурсултан Назарбаев и Украины В. Янукович подписали Заявление об участии Украины в Евразийском интеграционном процессе, текст которого опубликовала 30 мая 2013 г. пресс-служба Кабинета Министров.

"Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств заявляет о поддержке инициативы Украины о развитии взаимодействия с органами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также о получении статуса наблюдателя при Евразийском экономическом союзе", - отмечается в нем.

Однако попытки властей Украины поиграть в "дружбу народов" с Россией, Беларусью и Казахстаном вполне предсказуемо закончились провалом.

Свидетельством тому служит сравнительный анализ Меморандума о предоставлении Украине статуса наблюдателя при Евразийской экономической комиссии, предложенного Киевом государствам-участникам ТС, и Меморандума об углублении взаимодействия между Украиной и Евразийской экономической комиссией, подписанного в Минске на основании достигнутых договоренностей в Астане.

От украинской стороны документ в его окончательной редакции подписал 31 мая 2013 г. в белорусской столице премьер-министр Н. Азаров, от Таможенного союза - председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства) Виктор Христенко.

Текст украинского варианта документа обнародовала 22 марта 2013 г. газета "Зеркало недели", в то время как текст официально утвержденного документа распространила 1 июня 2013 г. пресс-служба Кабмина.

 

"Не так сталося, як гадалося"

как вечная проблема дипломатии по-киевски

 

Согласно нормам правительственного проекта Меморандума, официальный Киев рассчитывал на получение статусанаблюдателя при Евразийской экономической комиссии "с правом совещательного голоса" в Таможенном союзе.

Как говорилось в нормах статьи 1 предложенного Кабмином документа, "с целью обеспечения сотрудничества между Сторонами Украине предоставляется статус наблюдателя при Евразийской экономической комиссии".

В этой связи нормы статьи 2 правительственного проекта делегировали Киеву как наблюдателю при ЕЭК следующие права:

"присутствовать на всех заседаниях Комиссии (Совета Комиссии и Коллегии Комиссии);

участвовать в принятии всех решений на заседаниях Комиссии (Совета Комиссии и Коллегии Комиссии) с правом совещательного голоса при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы Украины;

получать документы и решения, принимаемые Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств, Комиссией и ее органами;

распространять через Комиссию письменные заявления по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;

вносить предложения для рассмотрения Комиссией и ее органами с согласия государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства";

Помимо этого нормы статьи 2 предусматривали, что "Украина, как наблюдатель при Комиссии, может быть приглашена на заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств".

По этой причине в нормах статьи 3 проекта Меморандума определялось, что "с целью реализации функций, предусмотренных Статьей 2 настоящего Меморандума, Украина учреждает постоянное представительство при Евразийской экономической комиссии".

Однако ключевые "хотелки" украинских властей попросту испарились из утвержденного в Астане и подписанного в Минске Меморандума в его окончательной редакции, в результате чего в него так и не вошли нормы статей 1 и 3 о предоставлении Украине статуса наблюдателя при ЕЭК и введении института постоянного представительства Украины при ЕЭК.

Согласно утвержденному Меморандуму, он предоставляет Украине возможность иметь представителя в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на нынешнем этапе и в дальнейшем получить статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который планирует начать свою работу с 1 января 2015 г.

Как отмечается в Меморандуме, он был подписан "принимая во внимание желание Украины углублять взаимодействие с государствами - членами Таможенного союза и Единого экономического пространства и в последующем стать наблюдателем при Евразийском экономическом союзе".

Согласно же нормам статьи 1 подписанного Меморандума, украинской стороне уже не делегируется "право", а всего лишь "предоставляется возможность" на осуществление следующих действий:

"присутствовать по приглашению Председателя Высшего Евразийского экономического совета, с согласия всех членов Высшего Евразийского экономического совета, на открытых заседаниях Высшего Евразийского экономического совета;

присутствовать по приглашению Председателя Совета Евразийской экономической комиссии, с согласия всех членов Совета, на открытых заседаниях Совета Евразийской экономической комиссии без права участия в принятии решений;

присутствовать по приглашению Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии на заседаниях Коллегии Евразийской экономической комиссии без права участия в принятии решений;

направлять свои предложения в Евразийскую экономическую комиссию".

В этой связи статья 2 определяет, что "Украина вправе получать копии документов, принятых Высшим Евразийским экономическим советом и Евразийской экономической комиссией, за исключением документов, содержащих информацию ограниченного распространения (конфиденциальных и для служебного пользования)".

При этом, как гласит статья 4, "в целях обеспечения взаимодействия в рамках настоящего Меморандума и обсуждения вопросов, связанных с дальнейшим углублением сотрудничества, Украина определяет своего представителя, наделенного необходимыми полномочиями".

Вместе с тем, согласно статье 3, "Украина декларирует намерения соблюдать принципы, зафиксированные в документах, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и воздерживаться от действий и заявлений, направленных против интересов Таможенного союза и Единого экономического пространства".

В то же время, как определяет статья 5, "Настоящий Меморандум не является международным договором и не создает прав и обязательств, регулируемых международным правом".

Следовательно, как вытекает из окончательно утвержденного текста Меморандума, представитель Киева отнюдь не сможет посещать по собственному усмотрению все без исключения заседания ЕЭК, при этом участвуя в принятии решений Комиссией с правом совещательного голоса по вопросам, затрагивающим интересы Украины, и имея доступ к внутреннему документообороту, как изначально планировали в Кабмине.

Посещать он сможет только открытые заседания высших органов Таможенного союза и Единого экономического пространства по приглашению его руководства "без права участия в принятии решений" и доступа к документам с"информацией ограниченного распространения".

Что же касается получения представителем Украины возможности "направлять свои предложения в Евразийскую экономическую комиссию", то с таким же успехом он может обращаться со своими предложениями в Лигу сексуальных реформ, по совету Остапа Бендера, поскольку никаких обязательств по их рассмотрению участниками Таможенного союза в Меморандуме не прописано.

 

"С чем пришли, с тем и ушли"

как итог имитации "дружбы народов"

 

Мы уже неоднократно заявляли, что предоставление Украине статуса наблюдателя при Таможенном союзе является целесообразным только в том случае, если Киев рассматривает такой шаг в качестве начала пути к последующей полномасштабной интеграции в данное объединение.

Как известно, на сегодняшний день Украина и так имеет статус наблюдателя при Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС), получив его еще в 2002 г. в период президентства Леонида Кучмы, на базе которого и идет процесс формирования ТС, именуемого в официальных документах как "Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества".

Поэтому нынешний статус при ЕврАзЭС и так предоставляет возможность украинским властям наблюдать за деятельностью стран-членов ТС без получения особого статуса при этом объединении.

В то же время предоставление Украине статуса наблюдателя непосредственно при Таможенном союзе возможно только после внесения соответствующих изменений в действующую нормативно-правовую базу "союза трех", не предусматривающую на сегодняшний день такого института.

Однако, как показали состоявшиеся переговоры в Астане и Минске, государства-участники ТС отказались от внесения таких изменений с целью последующего предоставления Киеву некого "эксклюзивного" статуса при своем объединении, да еще и "с правом совещательного голоса" при принятии решений.

Это обусловлено тем, что высшие должностные лица прибыли на переговоры в столицы стран-участниц ТС не с пустыми руками, а с принятым 1 июля 2010 г. Верховной Радой действующим Законом Украины "Об основах внутренней и внешней политики" имени Януковича-Литвина-Симоненко, направленным на "обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство для обретения членства в Европейском Союзе".

Свою приверженность прозападному курсу президент Украины подтвердил и сразу же после возвращения из Казахстана в ходе состоявшегося 31 мая 2013 г. телефонного разговора с президентом Европейской Комиссии Жозе Мануэлем Баррозу.

По сообщению пресс-службы главы украинского государства, В. Янукович поведал президенту Еврокомиссии о подписанных договоренностях по углублению взаимодействия между Украиной и Евразийской экономической комиссией.

При этом он заверил, что эта новая модель сотрудничества между Украиной и Евразийским экономическим союзом"не противоречит членству Украины в ВТО и стратегическому курсу на евроинтеграцию путем заключения Соглашения об ассоциации и создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС".

В этой связи стороны обсудили перспективы подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе в ноябре 2013 г. и прогресс Украины в выполнении соответствующих критериев.

 

"Ни там, ни тут"

как продукт политики "многовекторности"

 

Как отмечалось, согласно подписанному премьером Н. Азаровым по поручению президента В. Януковича Меморандуму официальный Киев обязуется "соблюдать принципы, зафиксированные в документах, формирующих договорно-правовую базу ТС и ЕЭП, и воздерживаться от действий и заявлений, направленных против интересов ТС и ЕЭП".

Вместе с тем, как сказано в документе, он "не является международным договором и не создает прав и обязательств, регулируемых международным правом".

Безусловно, по своей правовой природе Меморандум не является юридически обязывающим документом, представляя собой протокол о намерениях, однако с политической точки зрения действия украинских подписантов выглядят как продолжение бесконечных игр в "многовекторность".

Ведь законодательно закрепив Законом Украины "Об основах внутренней и внешней политики" курс на евроинтеграцию, власти пытаются изображать "бурную деятельность" в сфере евразийской интеграции.

Такие действия являются неприемлемыми в глазах российской стороны, о чем свидетельствует позиция премьер-министра России Дмитрия Медведева, заявившего 31 мая 2013 г. на саммите СНГ в Минске, что украинские власти "не должны принимать обязательства, которые исключают их участие в Евразийском экономическом пространстве".

"Только что мы стали свидетелями меморандума с Украиной. Это первый шаг, важный шаг, нужный шаг. И мы ему очень рады. Но он может стать и последним шагом, если ничего не делать", - сказал он.

Российский премьер отметил, что Москва приветствует шаг Киева, "но мы понимаем, что если наши партнеры хотят участвовать в нашем Евразийском экономическом союзе, они должны принять целый ряд весьма сложных, подчас непопулярных решений". "Причем все решения, а не только их часть", - отметил Д. Медведев.

Вместе с тем общеизвестно, что запланированное к подписанию Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом исключает возможность вступления Украины как в действующий Таможенный союз, так и в будущий Евразийский союз, что как раз и следует рассматривать как "принятие обязательств, исключающих участие в Евразийском экономическом пространстве".

По этой причине Киев и ограничивается получением представительства при Таможенном союзе на нынешнем этапе и статуса наблюдателя в Евразийском союзе в дальнейшем без полноценного участия в данных интеграционных проектах.

Результаты такого внешнеполитического курса вполне предсказуемы: Украина по-прежнему будет оставаться в статусе"буферного государства" между Европейским союзом на Западе, во вступлении в который нам отказывают, и Таможенным (Евразийским) союзом на Востоке, от вступления в который мы отказываемся.

В связи с этим украинским властям придется и далее довольствоваться сомнительной радостью от членства в ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) – проамериканской организации, также известной как "Анти-СНГ", созданной для выстраивания антироссийской "Балто-Черноморской дуги", в чем, надо полагать, и заключается предел их геополитических мечтаний.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Категория: Заметки | Просмотров: 545 | Добавил: АЛЕКС1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz