Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН
"Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют
эскалации современных форм расизма, расовой нетерпимости"
Организация
Объединенных Наций A/C.3/65/L.50
Генеральная
Ассамблея Distr.: Limited
Шестьдесят
пятая сессия
Третий
комитет
Пункт 66(а) повестки дня Ликвидация расизма, расовой
дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости Беларусь, Венесуэла
(Боливарианская Республика), Казахстан, Мьянма, Российская Федерация, Судан,
Таджикистан и Туркменистан: проект резолюции
Недопустимость определенных видов
практики, которые способствуют скалации современных форм расизма, расовой дискриминации,
ксенофобии и связанной с ними нетерпимости
Генеральная Ассамблея, руководствуясь Уставом Организации
Объединенных Наций, Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о
гражданских и политических правах, Международной конвенцией о ликвидации всех
форм расовой дискриминации и другими соответствующими договорами по правам
человека, ссылаясь на положения резолюций Комиссии по правам человека 2004/16 от
16 апреля 2004 года и 2005/5 от 14 апреля 2005 года и соответствующих резолюций
Совета по правам человека, в частности резолюции 7/34 от 28 марта 2008 года, а
также резолюций Генеральной Ассамблеи 60/143 от 16 декабря 2005 года, 61/147 от
19 декабря 2006 года, 62/142 от 18 декабря 2007 года, 63/162 от 18 декабря 2008
года и 64/147 от 18 декабря 2009 года по этому вопросу и ее резолюций 61/149 от
19 декабря 2006 года, 62/220 от 22 декабря 2007 года, 63/242 от 24
декабря 2008 года и 64/148 от 18 декабря 2009 года, озаглавленных
"Глобальные усилия, направленные на полную ликвидацию расизма, расовой
дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и всеобъемлющее
осуществление и принятие последующих мер по выполнению Дурбанской декларации и
Программы действий", ссылаясь также на Ус т а в Нюрнбергского
трибунала и приговор Трибунала, который объявил, в частности, организацию СС и
все ее составные части, включая "Ваффен СС", преступными и признал их
ответственными за много-численные военные преступления и преступления против
человечности, ссылаясь далее на соответствующие положения Дурбанской
декларации и Программы действий, принятых 8 сентября 2001 года Всемирной
конференцией по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии
и связанной с ними нетерпимости в частности пункт 2 Декларации и пункт 86 Программы
действий, а также на соответствующие положения итогового документа Конференции
по обзору Дурбанского процесса от 24 апреля 2009 года, в частности пункты 11 и
54,будучи встревожена в этой связи распространением во многих частях мира
различных экстремистских политических партий, движений и групп, включая группы
неонацистов и "бритоголовых", и подобных им экстремистских
идеологических движений, напоминая, что в 2010 году международное
сообщество отмечало шестьдесят пятую годовщину победы во Второй мировой войне и
приветствуя в этой связи специальное торжественное заедание шестьдесят
четвертой сессии Генеральной Ассамблеи, состоявшееся 6 мая 2010 года, напоминая
также, что шестьдесят пятая сессия Генеральной Ассамблеи приходится на
шестьдесят пятую годовщину создания Нюрнбергского трибунала и принятия его Устава,
1. вновь подтверждает
соответствующие положения Дурбанской декларации и итогового документа
Конференции по обзору Дурбанского процесса, в которых государства осудили сохранение
и возрождение неонацизма, неофашизма и агрессивных националистических
идеологий, основанных на расовых и национальных предубеждениях, и заявили, что
эти явления никогда не могут заслуживать оправдания - ни в каких случаях и ни
при каких обстоятельствах;
2. с признательностью принимает к
сведению доклад Специального докладчика по вопросу о современных формах
расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости,
подготовленный в соответствии с просьбой, содержавшейся в резолюции 64/147
Генеральной Ассамблеи ;.
3. выражает признательность
Верховному комиссару Организации Объединенных Наций по правам человека за ее
приверженность продолжению борьбы против расизма как одному из приоритетов в
деятельности возглавляемого ею Управления;
4. выражает глубокую озабоченность
по поводу прославления нацистского движения и бывших членов организации
"Ваффен СС", в том числе путем сооружения памятников и мемориалов и
проведения публичных демонстраций в целях прославления нацистского прошлого,
нацистского движения и неонацизма, а также посредством объявления или попыток
объявить таких членов и тех, кто боролся против антигитлеровской коалиции и сотрудничал
с нацистским движением, участниками национально-освободительных движений;
5. выражает озабоченность непрекращающимися
попытками осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в память о тех,
кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны, а также незаконной
эксгумации или переноса останков таких лиц и настоятельно призывает государства
в полной мере соблюдать в этой связи свои соответствующие обязательства, в частности
по статье 34 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям;
7. с беспокойством констатирует,
что в своем последнем докладе Специальный докладчик по вопросу о современных
формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними
нетерпимости отмечает увеличение числа инцидентов расистского характера в
некоторых странах и активизацию групп "бритоголовых", на которые
ложится ответственность за многие из этих инцидентов, а также всплеск насилия
на почве расизма и ксенофобии, жертвами которого становятся представители
этнических, религиозных или культурных общин и национальных меньшинств;
7. вновь подтверждает, что такие
акты могут быть квалифицированы как подпадающие под действие статьи 4 Международной
конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и что они могут
представлять собой несомненное и явное злоупотребление правом на свободу мирных
собраний и ассоциаций, а также правом на свободу убеждений и на свободное
выражение их по смыслу этих прав, как они гарантированы во Всеобщей декларации
прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах Международной
конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
8. подчеркивает, что описанные выше
виды практики оскорбляют память бесчисленных жертв преступлений против
человечности, совершенных вовремя Второй мировой войны, в частности преступлений,
совершенных организацией СС и теми, кто боролся против антигитлеровской
коалиции и сотрудничал с нацистским движением, и отравляют сознание молодежи и
что отсутствие эффективного противодействия со стороны государств этим видам
практики несовместимо с обязательствами государств - членов Организации Объединенных
Наций по ее Уставу и несовместимо с целями и принципами Организации;
9. подчеркивает также, что такие
виды практики ведут к эскалации современных форм расизма, расовой
дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и способствуют
распространению и умножению числа различных экстремистских политических
партий, движений и групп, включая группы неонацистов и
"бритоголовых", и призывает в этой связи к повышению политической и
правовой бдительности;
10. подчеркивает далее
необходимость принятия требующихся мер к тому, чтобы положить конец описанным
выше видам практики, и призывает государства принимать в соответствии с
международно-правовыми нормами в области прав человека более эффективные меры к
борьбе с этими явлениями и экстремистскими движениями, создающими
реальную угрозу демократическим ценностям;
11. напоминает о
рекомендации, вынесенной Специальным докладчиком в его последнем докладе
Генеральной Ассамблее и касающейся включения во внутреннее уголовное
законодательство положения, согласно которому совершение преступления с
мотивами или целями, связанными с расизмом или ксенофобией, является отягчающим
обстоятельством, влекущим за собой более суровые меры наказания, и призывает те
государства, в законодательстве которых не содержится подобных положений,
рассмотреть возможность выполнения упомянутой рекомендации;
12. подтверждает в этой связи
отмеченную Специальным докладчиком особую важность того, чтобы законодательные
меры дополнялись различными образовательными мерами, в том числе в области
просвещения по правам человека;
13. особо отмечает рекомендацию
Специального докладчика, касающуюся важности уроков истории, на которых
преподается информация о драматических событиях и человеческих страданиях,
ставших результатом идеологий нацизма и фашизма;
14. подчеркивает важность других
позитивных мер и инициатив, направленных на сближение людей и предоставление им
условий для подлинного диалога, например в форме "круглых столов",
рабочих групп и семинаров, в том числе учебных семинаров для государственных
должностных лиц и работников средств массовой информации, а также различных
мероприятий по повышению информированности общественности, особенно
мероприятий, организуемых по инициативе представителей гражданского общества,
которые требуют постоянной поддержки со стороны государства;
15. подчеркивает также
потенциально позитивную роль, которую могут играть в вышеупомянутых областях
соответствующие инстанции и программы Организации Объединенных Наций, в
частности Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и
культуры;
16. вновь подтверждает, что в
соответствии со статьей 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм
расовой дискриминации государства - участники этой Конвенции, в частности,
обязаны:
a) осуждать всякую пропаганду и все
организации, основанные на идеях расового превосходства либо пытающиеся
оправдать или поощряющие расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни
было форме;
b) принять немедленные и позитивные
меры, направленные на искоренение всякого подстрекательства к такой дискриминации
или актов дискриминации с должным учетом принципов, содержащихся во Всеобщей
декларации прав человека, и прав, ясно изложенных в статье 5 Конвенции;
c) объявлять караемым по закону преступлением
всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти,
всякое под-A/C.3/65/L.50 10-61396 5 стрекательство к расовой дискриминации, а
также все акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против
любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, а
также предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности,
включая ее финансирование;
d) объявлять противозаконными и запрещать
организации и организованную и всякую другую пропагандистскую деятельность,
которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекают к ней, и признавать
участие в таких организациях или в такой деятельности преступлением, караемым
законом;
е) не разрешать национальным или местным
органам государственной власти или государственным учреждениям поощрять расовую
дискриминацию или подстрекать к ней;
17. вновь подтверждает также, что, как
подчеркивается в пункте 13 итогового документа Конференции по обзору
Дурбанского процесса, всякое выступление в пользу национальной, расовой или
религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации,
вражде и насилию, должно быть запрещено законом так же, как распространение
идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, и акты насилия или
подстрекательство к совершению таких актов, и что такого рода запреты
согласуются с правом на свободу мнений и их свободное выражение;
18. выражает обеспокоенность по поводу
использования Интернета для пропаганды расизма, расовой ненависти, ксенофобии,
расовой дискриминации и связанной с ними нетерпимости, как указано Специальным
докладчиком в его докладе Генеральной Ассамблее;
19. подчеркивает в то же время ту позитивную
роль, которую осуществление права на свободу мнений и их свободное выражение, а
также полное уважение свободы искать, получать и распространять информацию, в
том числе через Интернет, может играть в деле борьбы с расизмом, расовой
дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью;
20. призывает те государства, которые
сделали оговорки к статье 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм
расовой дискриминации, серьезно рассмотреть вопрос об отзыве таких оговорок в
первоочередном порядке, как подчеркивается Специальным докладчиком в его
последнем докладе Генеральной Ассамблее;
21. призывает государства - участники
Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации
обеспечить, чтобы их законодательство включало в себя положения упомянутой
Конвенции, в том числеположения статьи 4;
22. напоминает о том, что Комиссия по
правам человека в своей резолюции 2005/5просила Специального докладчика
продолжить проработку этого вопроса, сформулировать соответствующие
рекомендации в его будущих докладах и запросить и принять к сведению в связи с
этим мнения правительств и неправительственных организаций;
23. просит Специального докладчика
подготовить для представления Генеральной Ассамблее на ее шестьдесят шестой
сессии и Совету по правам человека доклады об осуществлении настоящей резолюции
на основе мнений, A/C.3/65/L.50 6 10-61396 собранных в соответствии с просьбой
Комиссии по правам человека, о которой Ассамблея напоминает в пункте 22, выше;
24. выражает признательность тем
правительствам и неправительственным организациям, которые предоставили
информацию Специальному докладчику при подготовке им своего доклада Генеральной
Ассамблее;
25. подчеркивает, что такая информация
важна для обмена опытом и передовой практикой в борьбе с экстремистскими
политическими партиями, движениями и группами, включая группы неонацистов и
"бритоголовых", а также с экстремистскими идеологическими движениями;
26. рекомендует правительствам и
неправительственным организациям в полной мере сотрудничать со Специальным
докладчиком в выполнении задач, очерченных в пункте 22, выше;
27. рекомендует также правительствам,
неправительственным организациям и соответствующим субъектам как можно шире
распространять информацию, касающуюся содержания настоящей резолюции и
закрепленных в ней принципов, в том числе через средства массовой информации,
но не ограничиваясь ими;
28. постановляет продолжать заниматься
этим вопросом. |