ОДКБ готова к любым вызовам
Четкая координация усилий в борьбе с различными вызовами и угрозами сегодняшнего дня – главная задача Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят семь бывших советских республик, ныне – независимых государств. Это – Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Армения. Четыре из семи членов ОДКБ – государства Центральной Азии, и это обстоятельство определяет то внимание, которое организация уделяет проблемам стратегически важного центральноазаиатского региона.
Ситуация в нем вызывает серьезную озабоченность. Речь, прежде всего, идет об угрозах, исходящих из соседнего Афганистана и связанных с нестабильностью обстановки в этой стране, где процветает терроризм и наркобизнес. Именно в Афганистане базируется "Аль-Каида", здесь находятся ее лагеря подготовки, откуда террористы, пройдя обучение у опытных инструкторов, забрасываются в различные регионы мира, в том числе и в государства ОДКБ.
Более чем десятилетнее пребывание в этой стране войск США и их союзников не привело ни к у уничтожению "Аль-Каиды", ни к окончательной победе над талибами, которые продолжают контролировать значительную часть Афганистана, ни к решению проблемы наркобизнеса. Более того, за годы присутствия коалиционных сил наркоторговля достигла в Афганистане небывалых масштабов (подсчитано, что доходы от наркотрафика превышают уже $70 млрд).
Из афганских пределов наркотики в огромных количествах распространяются по всему миру, и прежде всего в соседние страны, среди которых и государства-члены ОДКБ. Угрозу для них представляет также исходящий из Афганистана экстремизм, направленный на дестабилизацию ситуации в этих странах с тем, чтобы изменить существующую там систему власти, поставить у руля управления нужных людей, готовых круто изменить политические ориентиры.
Это обстоятельство ставит перед ОДКБ задачу внимательного отслеживания обстановки в Афганистане, строгого пограничного контроля и принятия эффективных мер по недопущению так называемых "цветных" или "оранжевых" революций, которые проходят по заранее отработанному, хорошо известному сценарию. Практика специалистов Запада, успешно экспортирующих "цветные" революции в самые разные регионы мира, опровергает старых тезис и невозможности экспорта революций.
Начальник Генштаба Вооруженных Сил России генерал армии Николай Макаров заявил недавно: "То, что произошло в прошлом году и продолжает происходить в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока (имеются в виду, в частности, события в Египте, Ливии и Сирии), трудно было прогнозировать. А что будет дальше? Это должно быть сигналом для всех стран". Аналогичные ситуации, по мнению, Макарова, могут возникнуть и в государствах Средней Азии. "Мы должны быть готовыми ко всему и поэтому отрабатываем различные ситуации на регулярных совместных учениях. Мы, военные, должны быть всегда готовы к худшим сценариям", - сказал начштаба Вооруженных сил России. Он сообщил, что для этого регулярно проводятся командно-штабные учения, отрабатывающие модели проведения операции по ликвидации незаконных вооруженных формирований.
Военная составляющая ОДКБ - Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). В них входят: от России – 98-я воздушно-десантная дивизия, 31-я десантно-штурмовая бригада, отряд полиции особого назначения "Зубр", отряд полиции специального назначения "Рысь", отряд МЧС "Лидер"; от Белоруссии – 103-я отдельная мобильная бригада и специальный отряд быстрого реагирования бригады спецназа внутренних войск МВД; от Казахстана – 37-я десантно-штурмовая бригада аэромобильных войск и батальон морской пехоты; от Киргизии – батальон Минобороны и спецотряд быстрого реагирования МВД; от Армении и Таджикистана – по батальону.
ОДКБ не может не реагировать на угрозу, которую представляет развертывание Североатлантическим блоком в Европе американской системы ПРО, проведение значительной части учений НАТО в непосредственной близости от западных границ ОДКБ – на Украине, в Польше, странах Балтии. Только за два последних года альянсом было проведено не менее 10 учений, посвященных урегулированию так называемых кризисных ситуаций на границе с регионом ответственности ОДКБ. Не исключено, что некоторые из разыгрывавшихся сценариев предусматривали не урегулирование, а, напротив, искусственное создание таких кризисных ситуаций с последующим военным вмешательством.
Скажем, на территории Псковской области России и в западной части Белоруссии Североатлантический блок связывает их с мнимым нарушением прав польского и латышского национальных меньшинств. В связи с этим вспоминаются события 1999 года в Югославии, когда, подняв разнузданную истерию по поводу "притеснения сербами албанцев Косово" и даже их геноцида, Североатлантический блок после информационной "артподготовки" развязал полномасштабную войну против суверенного государства, в итоге расчленив его и добившись ухода, а потом и ареста неугодного Западу югославского лидера Слободана Милошевича.
Еще одна угроза – надвигающаяся агрессия США против Ирана. Если она станет реальностью, то это крайне негативным образом отразится на ситуации в огромном регионе от Закавказья до Ближнего Востока, буквально сотрясет его. Учитывая, что обстановка в Закавказье и без того непростая война в Иране может полностью дестабилизировать здесь ситуацию и иметь непредсказуемые, крайне опасные последствия. ОДКБ является принципиальным противником военного решения иранской проблемы.
Таковы вызовы и угрозы сегодняшнего дня, которые не может не учитывать руководство ОДКБ. Оно готово к любым сценариям развития событий. И как заявил недавно генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, "сегодня ОДКБ обладает всем необходимым потенциалом, чтобы решительно влиять на состояние безопасности на всем постсоветском пространстве и обеспечить ее".
Валерий Александров
источник: Геополитика и мировая политика |