ИЗ УНИИ К ИСКОННОМУ ПРАВОСЛАВИЮ
Православная церковь в разные периоды своего существования подвергалась всевозможным притеснениям, в том числе со стороны Римского папского мира. Крестовые походы на наши земли и обращение русских людей в католицизм убедительно об этом свидетельствуют. Примером этого также является Брестская уния, закреплённая актом от 9 октября 1596 года и присоединившая к Римской католической церкви ряд епархий православной митрополии на территории Речи Посполитой. Православное духовенство на территориях Речи Посполитой вынуждено было просить папу римского Сигизмунда III о том, чтобы он гарантировал уважение к восточной литургической христианской традиции и обеспечил невмешательство во внутрицерковные дела светских властей. Но принятие унии и переименование Православия в грекокатолицизм (некоторые православные священники с презрением называли его униатством) на захваченных русских землях не дало православным фактического равноправия с представителями католической веры. Даже русское дворянство на оккупированных территориях и то «окатоличивалось», отмежевываясь тем самым от своего народа, несущего тяжкий крест христианского православия.
Только благодаря людям, которые по-настоящему были и остаются патриотами своего религиозно-культурного наследия, которые сохранили свою русскую идентичность и пронесли через века свою веру, живо наше Православие там, где, казалось, его не должно уже быть. Но уж, коль в те далёкие времена нашлись люди, которые пожелали сохранить свою исконную веру, не «окатоличились» – значит, у них была надежда на возвращение к своим православным истокам, даже пройдя через грекокатолицизм.
Уже в 1914-1915 годах наблюдался массовый переход грекокатоликов в Русскую Православную Церковь. Начиная с 1890 г. и до начала Второй мировой войны в США около 90 000 эмигрантов из Галицких и Карпатских русин перешли в православие; на западной Украине среди галичан и лемков с 1923 по 1929 годы число вернувшихся в православие составляло около 30 000 человек, а в 1933 году их численность составляла около 60 000 человек.
На позициях возвращения в Православную веру и ликвидации унии стоял грекокатолический львовский священник Гавриил Костельник. В 1925 году после посещения Рима у него остались тягостные впечатления в связи с отношением Ватикана к «восточным» Православным тенденциям украинского духовенства. С начала 30-х годов ХХ столетия Гавриил Костельник целиком отдаёт себя делу разрушения основ униатства своими литературными трудами и публичными выступлениями. Вопреки недовольству некоторых представителей униатского духовенства он обосновал в своих многочисленных работах необходимость перехода из унии в Православие. В 1945 году создаётся возглавляемая Гавриилом Костельником «Инициативная группа по переходу из униатства в Православие», в состав которой вошли бывшие грекокатолические священники. 8-10 марта 1946 года был созван Львовский церковный собор из грекокатолического духовенства и мирян, на котором было принято решение об упразднении Брестской унии 1596 года. С 1945 года до начала собора подали заявления о выходе из униатства и переходе в Православие 997 грекокатолических священников Западной Украины из 1270, что составило 78% духовенства.
Тяжело переоценить роль отца Гавриила Костельника в организации Львовского собора 1946 года и организацию перехода грекокатоликов в Православие. Эти события действительно имеют колоссальный исторический вес.
В последние годы жизни отец Гавриил Костельник занимался изданием журнала «Православный вестник», где он печатал свои проповеди, объяснял смысл великих православных праздников, а также печатал свои давние труды, в которых рассказывал, как он пришёл к Православию. Он был возведён в сан протопресвитера, что является высшим знаком отличия Православного духовенства.
Смерть отца Гавриила Костельника настигла 20 сентября 1948 года, когда он возвращался домой после богослужения в Спасо-Преображенском соборе Львова. Убийца сделал два выстрела Костельнику в голову, но скрыться не смог, так как оказался окружён толпой верующих, и сам застрелился. Убийцу опознали, им оказался В. Панькив, – член террористической группы, руководимой Романом Шухевичем. Представители ОУН-УПА как могли открещивались от содеянного. Авторитет Гавриила Костельника был очень велик как в религиозной среде, так и среди простых мирян. Гипотетически бандеровцам было выгодно ликвидировать Костельника, поскольку он не одобрял их деятельность и этого не скрывал. В планы украинских националистов, устремлённых на Запад, уж никак не входило то, что люди переходили из униатства в Русское Православие, что лишало бандеровцев поддержки со стороны местного населения и исключало пополнение их рядов, поскольку они в основной своей массе желали оставаться вечными униатами и ярыми «западниками».
Не менее интересна, но трагична судьба Православного священника митрополита Кременецкого Алексея (Громадского). В годы Великой Отечественной войны он стоял во главе создания Украинской Автономной Православной Церкви, действовавшей на территории Волыни и Приднестровья. Аббревиатуры «Украинская Автономная Православная Церковь» и «Украинская Автокефальная Православная Церковь» совпадают (УАПЦ), но по своему содержанию эти учреждения составляют две большие разницы. Причиной создания Украинской Автономной Православной Церкви стала невозможность установления какой-либо связи через линию фронта со Священноначалием Русской Православной Церковью в Москве. Поэтому создание Украинской Автономной Православной Церкви планировалось как временное явление. Автономный статус не был признан патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием и экзархом Украины митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем). На предложения раскольников во главе с Поликарпом Сикорским из Украинской Автокефальной Православной Церкви примкнуть к автокефалам владыка Алексей Громадский отказывался и говорил, что Украинская Православная Церковь остается в юрисдикции митрополита Сергия, то есть он не отделял Украинскую Православную Церковь от единой Русской Православной Церкви. Со стороны автокефалов, которые пользовались поддержкой у немецких оккупантов на Украине, велось постоянное давление на Алексея Громадского и Украинскую Автономную Православную Церковь. Под натиском раскольников Алексей Громадский было согласился на объединение с автокефалами, но позже категорически отказался. Этим он предрешил свою судьбу. 7 мая 1943 года Алексей Громадский был убит бандеровцами, не без участия Украинской Автокефальной Православной Церкви, которым она покровительствовала.
Многим священнослужителям на Украине в годы Великой Отечественной войны было не по душе раскольничество в религиозной Православной среде. Некоторые священники, предприняв решительные шаги, поплатились за это жизнью. Трагически закончил свои дни епископ Владимиро-Волынский Мануил (Тарновский). Ранее он принадлежал к Украинской Автокефальной Православной Церкви, но, осознав ущербность данного учреждения, 22 июля 1942 года перешёл в Украинскую Автономную Православную Церковь, встав на путь истинного Православия, за что и был повешен бандеровцами в лесу около города Владимира-Волынского в августе 1943 года.
Как мы видим, бандеровцы поддерживали экспансию Запада на наши земли не только на политическом поприще, но и на религиозном. Если раньше принятие унии было необходимо для сохранения Православной сущности русской души в католической среде под вынужденным патронатом Рима, то сейчас приверженцы униатства используют его для вытеснения Русского Православия с перспективой доминирования Рима на Православных землях, вместо того чтоб вернуться к своим истокам. Это очередной Крестовый поход против Русского Православия! И самое печальное то, что организаторами этого позорного похода являются свои предатели, которые тянут Ватикан за уши на наши Православные земли.
член Харьковской областной организации партии "Киевская Русь"
Олег Мисько
|