После «пробного камня», который вбросили в общество Партия Регионов (ПР) и Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) о создании своей коалиции и изменении Конституции Украины, главным образом - об избрании президента в парламенте (в чём кто-то снова увидел «руку Москвы»!), началась бурная реакция. В качестве самой пробойной силы, выступающей за избрание президента в Верховной Раде, в СМИ выступал экс-глава Украины Леонид Кравчук. Но на борьбу с этой идеей поднялись не только представители левых сил в лице Наталии Витренко и Петра Симоненко, но и Вячеслав Кириленко, Арсений Яценюк, Инна Богословская и многие другие депутаты и политики. А президент Виктор Ющенко намёками даже припугнул инициаторов конституционных экстремальностей: дескать он может подать в отставку, чтобы спровоцировать тем самым досрочные президентские выборы и разрушить планы «заговорщиков» - ПР и БЮТ.
Увидев реакцию общественности, а, главное – избирателей, оказавшихся в одночасье в одном мнении с Ющенко по данному вопросу, «экстремалы» пошли на попятную, и теперь публично кивают друг на друга: дескать это – «не мы, а они инициаторы выборов президента Украины не народом, а парламентом».
Однако в принципе вопрос о конституционной реформе с повестки дня политбомонда не снимается. Например, украинский президент настаивает, чтобы Верховная Рада поскорее рассмотрела изменения к Конституции, разработанные Национальным конституционным советом, состоящим из представителей министерств и ведомств, а также другие проекты.
Но слышатся и предостережения от спешки. Даже из Польши. Тамошний экс-президент Александр Квасьневский посоветовал Украине: создать из всех бывших украинских президентов и премьер-министров альтернативную комиссию, которая, по его мнению, и должна в течение 4-5 лет разработать поправки к Основному Закону. (Об этом поляк заявил 15-го апреля в Ялте на заседании «Дипломатического клуба», организованного Фондом бывшего спикера украинского парламента, бывшего МИДовца Арсения Яценюка Open Ukraine и YES (Ялтинской Европейской Стратегией) при поддержке Фонда Виктора Пинчука). Квасьневский тогда сказал: "Всё время говорят, что выйти из кризиса поможет внесение изменений в Конституцию. Это может быть правдой только на 10-20%, не больше...» И посоветовал не спешить.
Вероятно, он тоже наслышан об истории поспешного принятия националистами и коммунистами текста ныне действующей и ругаемой Конституции, произошедшей в 1001-ю ночь со дня провозглашения независимости Украины. +++ Но в настоящее время политики не любят вспоминать о событиях, связанных как с актом принятия Основного Закона страны, так и с событиями вокруг него. Причина такой нелюбви станет понятна сегодняшнему избирателю, если воспроизвести тогдашние события, когда был, по сути, запрещён русский язык и утверждён в качестве малого Государственного герба Украины бандеровский символ - трезубец. А, поскольку нынешняя сутолока вокруг Конституции стала очень напоминать ту, давнюю, то всё это воспринимается как дежа вю.
… Итак, - глухая ночь в украинском парламенте 28 июня 1996 года. Сессия началась ещё днем 27-го, но в светлое время работа не шла. Ночью дело сдвинулось. Утвердить трезубец? Пожалуйста: 302 голоса. "Сошлись позиции и членов Компартии Украины и Руха", - отмечала 29 июня парламентская газета "Голос Украины". Выносится для утверждения статья о языке (единственный государственный - украинский). "ЗА" - 328. Это снова больше, чем конституционное большинство, какого без 150 коммунистов набрать было бы невозможно.
Тут же заодно утвердили раздел о Конституции Крыма, в результате чего от его полномочий осталась лишь корявая аббревиатура: АРК.
И вот окончательный результат: в целом за нынешнюю Конституцию Украины под нажимом спикера Александра Мороза проголосовали 315 нардепов, в числе которых - фракция коммунистов.
Однако после этого лидер Компартии Пётр Симоненко заявил: "Новая Конституция нелегитимна: принималась ночью, а по ночам делают только тёмные дела" ("Правда Украины» от 4 июля того же года). Заявление Симоненко на том реальном фоне выглядело несколько парадоксально. И республиканская независимая оппозиционная общественно-политическая газета Крыма "Житуха со всех сторон" (позднее переименованная в "Русскiй репортёрЪ" , которая отслеживала события, заявление компартийного лидера пояснила избирателям следующим образом: "Скорее всего, это заранее продуманная тактика - всё свалить на недисциплинированность членов своей фракции при голосовании, чтобы потом оправдаться в глазах рядовых коммунистов и избирателей. Так заметаются следы идейной сдачи партийных принципов" (№ 8, 1996 г.).
"Житуха..." оказалась права, потому что тогдаший спикер Верховной Рады Александр Мороз в "Правде Украины" подтвердил, что у коммунистов "была реальная возможность заблокировать некоторые конфликтные статьи, однако они этого не сделали". +++ Вот и в настоящее время избиратели напрасно ломают головы по поводу позиции коммунистической фракции в нынешнем составе Верховной Рады Украины: дескать почему недавно коммунисты, возглавляемые Петром Симоненко (которого, кстати сказать, тоже не так давно уличили в "моральной нечистоплотности относительно личной жизни"), при голосовании в парламенте присоединили свои голоса для принятия целого ряда законов, предложенных "оранжевым" блоком Юлии Тимошенко (в данном случае позиция несогласных одиночек, вроде лидера крымских коммунистов Леонида Грача, не в счёт). Не известно, пили ли нардепы-коммунисты в этот раз шампанское вместе с "леди Ю", но тогда, поутру в 96-м, принятую Конституцию Украины после ночного бдения "обмывали" хорошо: как отметила "Житуха...", - со "скупыми мужскими слезами". "Мужчины обнимали женщин, а женщины, как было видно на опубликованных в газетах снимках, обнимали... бутылку. Правда, никто не знает, кто от чего плакал: от перепоя ли, от радости ли, от раскаяния ли". А под конец в самом популярном месте - в буфете Верховной Рады - нардепы спели песню "Ще не вмерла Украiна" (которую потом превратят в официальный Госгимн) со словами: "Станем, браття, в бій кривавий Від Сяну до Дону, В ріднім краї панувати Не дамо нікому!".
Но тогда и теперь они вряд ли могут вразумительно ответить: какую географию имеют в виду, какой "родной край", так как Дон - это территория России, да и Сан в подавляющей своей протяжённости протекает в Польше?
В общем, о принципах коммунистической фракции, проголосовавшей в парламенте за ныне действующую и ругаемую Конституцию Украины тогда сказал нардеп С.Головатый в "Киевских ведомостях": "Над коммунистами довлел дамоклов меч разгона... Речь шла о спасении шкуры". +++ И сейчас, когда сами коммунисты прилюдно ругают Конституцию, которая дескать позволяет разжигать русофобию, реабилитировать фашистских деятелей и тащить страну в агрессивный военный блок НАТО, и критикуют перед избирателями существующие государственные устои и тенденции, то они снова лукавят, как бы забывая не только о своей роли при утверждении Основного Закона, но и о том, что это именно члены Компартии Украины своим подавляющим большинством когда-то и определили нынешний статус и положение Украины.
Вообще-то "нэзалэжность" началась ещё 24 августа 1991-го года. В том Верховном Совете Украины (тогда всё писалось с прописных букв) большинство депутатов (подавляющее!) составляли коммунисты во главе с председателем ВС Леонидом Кравчуком. Сразу после известных событий, связанных с ГКЧП, собралась чрезвычайная сессия. В зале шло массированное наступление нардепов на Кравчука и на членов Президиума ВС, тоже коммунистов. Встал вопрос об отставке всего Президиума - под ним закачались стулья.
Коммунистов мог спасти только сепаратистский акт о выходе из Советского Союза, который предложили принять националисты (документ не мог быть принят без коммунистов, составляющих большинство). Условие: если члены КПУ голосуют за выход из СССР, то снимаются требования по отставке коммунистического Президиума.
И Кравчук использовал это обстоятельство как громоотвод: вынес "акт о независимости Украины" на голосование. Коммунисты и националисты дружно проголосовали "за", и только трое-пятеро - против.
(Кстати, всё это произошло, как известно, с нарушением Конституции СССР: уже после того, как 17 марта 1991 года на Всесоюзном референдуме с вопросом "Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которых в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?" 70% украинских избирателей сказали "да").
Все эти факты и позволяют избирателям говорить, что в судьбоносные для народа Украины моменты коммунисты всегда «плачут скупыми мужскими слезами», то бишь действуют как ортодоксы. Ведь и на недавних заседаниях Верховной Рады правительство Юлии Тимошенко не дождалось бы утверждения своих проектов и бюджета без голосов коммунистической фракции. +++ Как и следовало ожидать, в настоящее время в дискуссии об обновлении Конституции появился заметный крен: в сторону изменения избирательной системы. Так, в Верховной Раде уже зарегистрировано около 10 таких законопроектов, предложенных разными фракциями, каждая из которых "себе на уме". Если сказать в общем, то речь идёт и о возрождении смешанной системы, и об изменении числа округов, и об открытых списках, в том числе и о таком неожиданном проекте: чтобы избиратель сам вписывал в бюллетень фамилию приглянувшегося ему депутата из предложенного партийного списка. Однако лидер Прогрессивной социалистической партии Украины (ПСПУ) Наталия Витренко, которую за острую социальную направленность программы ПСПУ и пророссийскую позицию заметно боязливо игнорируют не только политические силы, но и проправительственные СМИ всяких форм, заявляет, что «в предложенных проектах Конституции снова больше всего депутатской корпоративности и меньше всего заботы о народе».
Что касается позиции другой части «левых» сил по данному вопросу, то отдельные эксперты уже высказались о том, что если дело дойдёт до практического внесения поправок в Основной Закон Украины, то позиция коммунистов снова будет зависеть не от их декларируемой партпрограммы, а от политической конъюнктуры, от дивидендов. Вполне возможно, что их голоса снова окажутся решающими для изменений, но малоприемлемыми для народа Украины...
И тут все горячие головы могли бы остудиться словами Квасьневского, сказанными им в Ялте, о том, что "Конституция должна приниматься в спокойной обстановке, когда нет разрухи власти".
Павел МАЛЕНЁВ Пресс-служба Крымского республиканского совета Партии «Киевская Русь»
|