Главная » 2009»Май»22 » Задунайские страдания: Украина и Румыния
12:36
Задунайские страдания: Украина и Румыния
Недавние события, связанные с Румынией, говорят о возрастающих амбициях румынского руководства и его желании утвердить свою страну как регионального лидера не только Черноморского региона, но и всей бывшей коммунистической Европы.
По сути, налицо соперничество двух постсоветских стран на роль «малого» лидера Восточной Европы – Польши и Румынии, и если в Польше наблюдается застой геополитической мысли, то Румыния может похвастать успехами в реализации своих стратегических планов. В сложившейся ситуации заметна некоторая обеспокоенность государственных мужей Украины, несмотря на их «резиновые» улыбки и заверения об общеевропейском доме, где все друг друга любят и куда так рвётся втянуть свою страну Ющенко со товарищи.
Политическая ориентация Румынии имеет двоякий характер - евроцентричный и американоцентричный. Например, в своих экономических устремлениях Румыния больше ориентируется на ЕС, о чём свидетельствует позиция президента Траяна Басэску по международным кредитам. Басэску отстаивает необходимость взять необходимые Румынии в условиях кризиса 6 млрд долл. из фондов ЕС, а не из рук МВФ. В геополитическом плане румынское руководство явно делает ставку на США и согласовывает свои действия с американцами.
Территориальные претензии у Румынии имеются не только к Украине, но и к Молдавии. Молдавский президент В.Воронин неоднократно обвинял Т. Басэску в гегемонистских устремлениях, а недавняя попытка «оранжевой» революции в Молдавии подтверждает эти обвинения. Но всё же главным объектом территориальных вожделений Romania Mare (Великой Румынии) остаётся Украина, и судебная тяжба по поводу черноморского шельфа - лишь верхушка айсберга. Выиграв территориальный спор о принадлежности шельфа у острова Змеиный, Румыния получает гипотетическую прибыль 30 млрд долл. при условии полной добычи углеводородов, находящихся на черноморском шельфе. Румынские экономисты и промышленники считают возможной добычу 35% из 12 млн т нефти и 120 млрд куб.м газа.
Часть этой территории отдана под освоение компаниям Sterling Resources (Канада) и Petrom, в связи с чем из 9700 кв.км лишь 6000 кв.км открыты для других тендеров. Свою возможную прибыль компании оценивают в 10 млрд долл., из которых Румыния получит 10-13%. Затраты на добычу могут составить 500 тыс. долл. в день. Пассивность Киева в этом вопросе просто поражает. А Бухарест тем временем нагнетает антиукраинскую истерию, обвиняя Киев в антирумынской пропаганде. Впрочем, пассивность команды Ющенко объяснима: утверждают, что Украина уступила Румынии часть черноморского шельфа в надежде получить от румын поддержку устремлений Украины присоединиться к НАТО. Ведь до этого Румыния блокировала практически все внешнеполитические инициативы украинского руководства. Излишне говорить, что свою экспансионистскую политику Румыния проводит с молчаливого согласия Запада.
Румынское правительство налаживает всё более тесные контакты с Германией, которая рассматривает румынскую сторону как ключевого партнёра в регионе. Это значит, что румыны действуют не в качестве партизана-одиночки, а чётко согласуют свои внешнеполитические выпады со своими европейскими товарищами, и уж тем более с «кузницей демократических режимов» в лице Соединённых Штатов. В частности, Гюнтер Кирсхбаум, глава Европейской Комиссии, засвидетельствовал удовлетворение германского руководства «ответственной» политикой Румынии в Черноморском бассейне. Румынская политика в дельте Дуная, реки, связывающей Германию и Румынию, также не остаётся без внимания германского правительства.
Интеграции Румынии в евросообщество и НАТО способствуют немецкие НПО и иные организации. Например, Ассоциация Манфреда Вёрнера, помогающая Румынии включиться в трансатлантические структуры и укрепить общие для США, ЕС и Румынии ценности.
Одним из основных румынских оборонных аналитических центров является C.D.S.S.S. (Центр изучения стратегической безопасности), структурное подразделение Национального университета обороны Румынии «Кароль 1», целью которого является экспертиза военно-политических институтов Румынии, поддержка военной составляющей во властных структурах государства, разработка теоретической базы для реализации стратегических идей, исследование потенциала окружающих Румынию государств, отстаивание румынских внешнеполитических интересов, развитие сотрудничества с военными и гражданскими исследовательскими институтами и НПО.
В фокусе исследований, осуществляемых Центром, значатся:
- стратегия применения румынских Вооружённых сил до 2025 года;
- этнические и религиозные компоненты конфликтов;
- безопасность Черноморского бассейна и угрозы румынским геополитическим устремлениям в регионе;
- вызовы, с которыми может столкнуться Румыния в бассейне Чёрного моря;
- экологическое равновесие и навигация в дельте Дуная;
- евроатлантическая интеграция и глобализация;
C.D.S.S.S. проводит некоторые мероприятия с целью обмена опытом и налаживания сотрудничества с экспертным сообществом и НПО, в том числе из-за рубежа. К примеру, 19-20 ноября 2009 планируется проведение семинара на тему « Перспективы безопасности и обороны в Европе», а на 27 мая 2009 запланировано проведение международного семинара «Стратегия сотрудничества в Черноморском бассейне».
Центром издаётся журнал «Стратегическое воздействие» (“Strategic Impact”) , распространяемый в научном и экспертном сообществе.
Параллельно с государственными структурами Румынии активизировали свою деятельность румынские негосударственные институты.
Так, Румынская Православная Церковь всё более активно проникает на приграничные с Румынией земли Украины, никогда ранее не относившиеся к канонической территории РумПЦ. При этом румынское государство оказывает планам Церкви полную поддержку. В частности, в высших духовных учебных заведениях Румынии проходят подготовку около 60 лиц из Черновицкой области, с которыми проводится соответствующая идеологическая работа. Каждый год правительственными структурами Румынии выделяются значительные суммы средств на поддержку румыноязычных религиозных общин Буковины, ремонт храмов, закупку религиозной литературы и т.п. Кроме того, отдельные религиозные общины Румынии проводят сбор и передают румыноязычным приходам Черновицкой области гуманитарную помощь в виде продуктов питания, одежды и богословской литературы. Так же значительный объем материально-финансовой помощи из Румынии получают новопротестантские общины края.
Румыноязычные религиозные организации Черновицкой области используются румынской стороной в качестве плацдарма для распространения идей «Великой Румынии» в среде румынской общины. В частности, представителями Румынской Православной Церкви ведётся целенаправленная работа среди населения области по формированию общественного мнения относительно необходимости перехода под юрисдикцию РумПЦ румыноязычных приходов Украинской Православной Церкви и создания местной религиозной структуры (т.н. Черновицкого викариата), которая бы подчинялась непосредственно структурам управления РумПЦ. Существование такого центра обеспечит Бухаресту возможность управлять религиозными движениями на Украине.
Анализ общественно-политической ситуации в современной Румынии позволяет утверждать, что генеральная линия румынского руководства в этом вопросе в ближайшее время останется неизменной, т.к. в Румынии ни одна политическая сила не может рассчитывать на успех у избирателей без постоянной демонстрации своего патриотизма и преданности идеи «Великой Румынии».
На первое место ставятся требования дополнительных гарантий прав и возможностей румынского меньшинства в Украине. Задача неправительственных общественных организаций, представляющих румынскую общину, - выдвигать требования, которые румынские официальные лица считают нецелесообразным выдвигать непосредственно. Таким образом, избегая открытой конфронтации, Румыния продолжает давление на Украину и готовит почву для аннексии.
Среди требований, которые уже сегодня выдвигаются некоторыми лидерами румынских организаций на Украине и активно поддерживаются дипломатией и общественной мыслью соседнего государства, следует назвать расширение представительства членов румынского меньшинства в органах власти с установлением законодательно гарантированной минимальной квоты, создание в Черновцах библиотеки румынской литературы, увеличение государственного финансирования румынской общины и внедрение параллельного использования румынского языка во всех сферах общественной жизни, в государственных органах и органах судопроизводства.
Следует ожидать, что румынское руководство будет расширять поддержку деятельности своей общины на Украине, применяя широкий арсенал методов, наподобие механизма еврорегиона «Верхний Прут». В качестве «козырной карты» может быть использовано наличие на территории Черновицкой области значительного количества граждан с румынским гражданством. Сам факт проживания на Буковине тысяч граждан Румынии открывает перед Бухарестом широкие возможности для вмешательства во внутренние дела Украины.
Реализация всех требований лидеров национально-культурных румынских обществ может привести к возникновению в приграничных с Румынией областях Украины «параллельного общества» со всеми необходимыми элементами для автономного существования, которое постепенно будет стремиться к расширению своего «жизненного пространства». Нечто подобное мы видели в Автономном крае Косово (Сербия) в 80-х гг. ХХ в. Похоже, что сервилизм команды Ющенко не оставляет никакого шанса украинскому народу отстоять территориальную целостность своего государства и сохранить разумную дистанцию в отношениях с «дружеской» Европой, где так легко перекраиваются границы в угоду гегемонистским устремлениям Запада.