Прогресс техники из года в год
растет чуть ли не по дням; армии европейских государств растрачивают
громадные средства, чтобы не отстать друг от друга по всем отделам
своего технического устройства...
Обращено большое внимание повсюду
на физическое развитие нижних чинов; спорт различных видов процветает
успешно... Таким образом, везде принимаются особые меры, чтобы все
материальное поставлено было на степени наибольшего совершенствования,
ибо считается, что тогда все данные к победоносной войне...
Так ли это? Давала ли
когда-либо в прошлом успех лишь одна материя? Не была ли в прошлом
сильна наша армия своим духом, своими нравственными устоями, имевшими в
основе религиозную почву! Не глубокая ли вера в Бога и беспредельная
преданность Царю давали нам победы?
Усиленно занимаясь ныне в войсках лишь одной материей, не готовим ли мы в будущем много горького для армии?
Правда, в здоровом теле здоровый
дух! Но этот дух надо признавать... Надо верить, что у всякого человека
есть частица Божества — душа... Все чаще и чаще в темном нашем народе
приходится слышать: «души нет, а есть тело; а после смерти — остается
от человека одна лишь падаль»...
В нашей же интеллигенции атеизм и материализм начинают преобладать, а она пример массе в армии...
В программу обучения наших войск
входят духовно-нравственные беседы полкового священника с нижними
чинами, которые производятся не особенно часто, не представляют
интереса начальнику части и офицерам и потому в войсках имеют
совершенно второстепенное значение.
Россия недавно пережила стихийное,
бессмысленное анархическое движение; темный народ был сбит с своего
жизненного пути; все, во что он верил, было загрязнено, затоптано, а
нового ничего не дано... Все религиозные и нравственные устои в нашем
народе пошатнулись; в нем проявились звериные инстинкты и если зверские
порывы были остановлены силою, то это не значит, что они исчезли
совсем; они остались и теплятся,..
Из этой народной массы идет
ежегодное пополнение армии, и потому святая обязанность начальников,
руководителей и учителей погасить в солдате тлеющую искру безбожия,
вернуть его к прежним верованиям и поднять в нем нравственность.
Дело это нелегкое, ибо одними
поучениями, объяснениями и рассказами ныне повлиять на солдата
нельзя... Нужен личный пример, необходимо, чтобы среди начальников и
офицеров было побольше убежденных и верующих, чтобы у каждого из них не
было обоготворение своего «я», а было подчинение своей воли воле Божией.
Нельзя закрывать глаза на то, что
религиозное воздействие в нашей армии чисто формальное, которое не
может оказывать влияния на массу нижних чинов и потому не уничтожит в
душах их ядовитые семена, посеянные там во времена лихолетия.
Командный состав и офицерство есть
интеллигенция нашей армии и в зависимости от принципов, какими они
руководствуются, о тех понятиях о добре и зле, какие кладутся ими в
основу этих руководящих принципов, от того, кому и чему они
поклоняются, то и будущность армии находится в зависимости от того, во
что верит, чему поклоняется эта интеллигенция.
Надо отметить в общем, что люди
поклоняются или Богу, или себе. Поклонение Богу, такое, какое указано
нам Господом нашим Иисусом Христом, сопряжено с подчинением своей воли
воле Божьей, а это многим кажется очень трудным. Гораздо легче для нас
обоготворение своего «я», культ своих страстей, признание высшим благом
удовлетворение всех своих желаний, хотя бы это и было сопряжено с
гибелью ближних.
Принесенный с Запада атеизм стал
проникать в наше образованное общество еще с конца восемнадцатого века,
а во второй половине прошлого столетия заполонил почти всю нашу
интеллигенцию; о Боге перестали думать, кощунственно утверждая, что
наука похоронила Его, и даже стыдились заводить в обществе разговор о
религии. И на таких идеях воспиталось много поколений; воспитывается на
них и теперь наша учащаяся молодежь. Правда, поклонение своему «я» не
было прежде так резко, так заметно: оно сглаживалось сознанием долга
перед законом и стремлением к общественному благу.
Безразличие к религии, как дух
времени, сказался и на интеллигенции армии; выразился он в
недостаточном уважении начальника к подчиненному и обратно; проявился
он в несоблюдении закона; в тех громадных хищениях, имевших место во
время японской войны... А сколько было случаев за последние десять лет
проступков, в которых ясно обнаруживалось отсутствие сознания долга...
Наша армия именовалась и именуется
христолюбивым воинством, и это наименование должно быть поддержано,
закреплено на далекое будущее,..
Отрицание Бога, безверие породило
так называемое революционное движение, вполне бессмысленное, и принесло
много бедствий и позора нашей родине...
Но, как всякое напряжение,
доведенное до известного предела, вызывает реакцию, так и крайности
самообоготворения вызвали религиозное движение среди нашей
интеллигенции. Много образованных людей, студентов, курсисток, людей
пожилых и седовласых старцев истомились от пустоты безверия и стали
искать неведомого им Бога...
Начавшееся религиозное движение
среди нашей интеллигенции составляет такое историческое событие,
которое, несомненно, сыграет важную и благотворную роль в будущей
судьбе России, и армия наша, в лице всего командного и офицерского
состава, должна принять самое горячее участие в этом движении.
Почти все наши войсковые части
имеют свои храмы, которые посещаются в дни богослужений иногда
исключительно только нижними чинами... Духовными собеседованиями
офицеры не интересуются и таковых даже для офицеров не существует…
Повторяем еще раз, что ныне на
нижних чинов можно действовать только примером, и потому
духовно-нравственный подъем нашей армии возможен лишь при условии,
когда, заботясь о физическом развитии тела, не забудут и душу солдата,
и дадут возможность ей проявиться под влиянием возрождения веры в Бога
и в Господа нашего Иисуса Христа у лиц, утративших ее, у сомневающихся,
колеблющихся и относящихся равнодушно к религии или вовсе отрицающих
ее, но по своему служебному положению поставленных начальниками,
руководителями и учителями в нашей доблестной армии. Журнал "Разведчик", №1009, 1910 г. |