Как известно иконы всегда возбуждали разные интересы клириков и мирян. В период подготовки к трехсотлетнему юбилею Полтавской битвы, возник особый интерес к Чудотворной иконе Каплуновской Божьей Матери, так называемой «споспешницы Полтавской победы». По преданию, эта икона подарила русским войскам победу, ей освящали войска, и перед ней молился сам царь Петр Первый.
Икона, которую в России считают утерянной, чудесным образом объявилась в Свято-Троицком храме Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. Ее появление вызвало настоящий ажиотаж, к ней потянулись паломники, журналисты, художники и специалисты иконографии. Ряд общественных деятелей и организаций, выдвинула идею проведения к юбилею сражения «небесного крестного хода» над всей Россией, по аналогии пролета на самолете иконы Казанской Божьей матери в годы немецкого наступления на Москву в 1941 году и участию иконы в торжествах по случаю победы в самой России, так как в Полтаве праздновать юбилей битвы не будут. Здесь собираются лишь тихо «отметить» историческое событие, дабы не тревожить злых националистических собак и не «выпячивать» особую роль России.
Идея «крестного хода» нашла поддержку, как на Украине, так и в России, причем на достаточно высоком уровне.
Однако, как только стало широко известно об инициативах вокруг иконы, появилась информация о новой «настоящей» иконе Каплуновской Божьей матери, которую распространяет пресс-служба Полтавского епархиального управления с благословения управляющего делами епископа Филиппа, пребывающего в тесных отношениях с руководством города Полтава, которое без особого воодушевления относится к идее прославления иконы. А все больше строит синагоги. По информации «официальной церкви» (газета «Ведомости Полтавской епархии», №3, 2009) в статье под названием «Забытая святыня», где описывается икона даже выделено жирным шрифтом «Сегодня чтимая Каплуновская икона пребывает в кафедральном Полтавском Свято-Макарьевском соборе».
Ряд представителей православных и общественных организаций Полтавы видят в этом явлении некую конкурентную борьбу за «первенство» иконы. При этом любопытно, что сам полтавский владыка, известный своим специфическим отношением к надвигающемуся юбилею Полтавской битвы (например, он до сих пор не выступил с публичным отношением церкви к факту готовящейся установки на его канонической территории памятника анафемствованному Мазепе») «вспомнил» о «своей Каплуновской иконе» как-то вдруг, именно после того, как ее значение и роль уже были информационно раскручены.
Чем закончится противостояние икон в Полтаве пока не ясно, но ощущение скандала все же присутствует.
Союз русских журналистов и литераторов Полтавщины.
|